Семантика. Лексикология. Русский язык для нас
Модератор: Роксана
Сообщение Вадимиус » 28 июл 2010, 19:56
Давно и часто сталкиваюсь со следующей проблемой. Когда возникает необходимость кого-то эмоционально поддержать, на язык само просится восклицание: «Молодец!»
Но как я понимаю, этимологически это слово употребимо только к представителям мужского пола.
Так ли это, или по правилам русского языка допустимо употреблять похвалу «молодец» к женщинам? А если, как я и полагаю, не допустимо, то какой синоним может быть употреблен, без потери смысла и эмоционального значения, вкладываемого в такое одобрение?
Сообщение Dimon » 28 июл 2010, 19:59
Сообщение Елена » 28 июл 2010, 20:01
Добавлено спустя 21 секунду:
или молодчинка?
Сообщение vadim_i_z » 28 июл 2010, 20:03
Говорят же «мужественная женщина», вовсе не имея в виду известную ориентацию.
Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
Сообщение Елена » 28 июл 2010, 20:15
vadim_i_z, нет. мужчинка всё-таки это нечто иное , чем молодчинка, хотя способ образования слова и один.
Добавлено спустя 9 минут 10 секунд:
Сообщение Марго » 28 июл 2010, 20:25
Большой толковый словарь Кузнецова:
Семантика. Лексикология. Русский язык для нас
Модератор: Роксана
Сообщение Вадимиус » 28 июл 2010, 19:56
Давно и часто сталкиваюсь со следующей проблемой. Когда возникает необходимость кого-то эмоционально поддержать, на язык само просится восклицание: «Молодец!»
Но как я понимаю, этимологически это слово употребимо только к представителям мужского пола.
Так ли это, или по правилам русского языка допустимо употреблять похвалу «молодец» к женщинам? А если, как я и полагаю, не допустимо, то какой синоним может быть употреблен, без потери смысла и эмоционального значения, вкладываемого в такое одобрение?
Сообщение Dimon » 28 июл 2010, 19:59
Сообщение Елена » 28 июл 2010, 20:01
Добавлено спустя 21 секунду:
или молодчинка?
Сообщение vadim_i_z » 28 июл 2010, 20:03
Говорят же «мужественная женщина», вовсе не имея в виду известную ориентацию.
Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
Сообщение Елена » 28 июл 2010, 20:15
vadim_i_z, нет. мужчинка всё-таки это нечто иное , чем молодчинка, хотя способ образования слова и один.
Добавлено спустя 9 минут 10 секунд:
Сообщение Марго » 28 июл 2010, 20:25
Большой толковый словарь Кузнецова:
Молодец для женского пола
Почему в русском языке нет женского рода у слова «молодец»? Может синоним подберём!? слово молодец язык синоним род
Потому что существительное молодЕц(не мОлодец) общего рода(как плакса, забияка, врач,скульптор,умница. Его можно употреблять применительно к мужскому и женскому роду одинаково.
Это не мнение. Это правило из курса русского языка 6 класса
хммм. а молодчина не женское?
«Молодчина» тоже можно и к женщинам, и к мужчинам применять.
А у слов: плакса, умница, задира, рева, егоза нет мужского аналога. это существительные общего рода.
Разговор с учительницей русского языка и литературы, по-моему, в учительской.
Нет, беседа с мамой дома …
Ну, извините, давно не пересматривала.
Я не экзаменую, я делюсь …
Спасибо, что напомнили!
А где ударение? Ведь есть добрый мОлодец и красна девица, видно речь идёт о слове молодЕц.
Если я не ошибаюсь слово молодец от слова молодой, на руси так вроде парней молодых звали.
в русском языке у многих слов нет женского рода такой он уж сложный
я всегда говорю молодечка. )) наверное мое изобретение, но я не уверена))
Ну так Анискин из старого кино уже давно подобрал. МОЛОДЦА!
Потому что это существительное общего рода.Умничка,умница
да примерно такое же. корень наверное- молод. отсюда и пляшем))). или не прав?
Тогда надо узнать-ударение на какой слог падает
эт уж детали. говорят же про дедов- а он еще ого-го. молодец))))
Писец,короче))Богатый и многообразный наш русский)))
Почему девочкам нельзя говорить «молодец»? (дополнила цитатами)
Общий смысл этого воспитательного ньюанса я поняла. Но мне больше понравилась одна статья, в которой не идет разделения по половому признаку, а рассказывается, как надо разговаривать с ребенком, чтобы не прививать зависимость от похвалы. Это мне показалось интересным.
Сужу по себе: меня слишком приучили к похвале. И я прекрасно помню, что я росла с ярлыками «хорошая девочка, умница, маме помогает» а главное, «отлично учится, молодец». Что из этого вышло: вроде как была «целеустремленной», по словам мамы, и сама в это верила, но в подростковый период потерялась в жизни. И никак не могла найти дорогу. Потому что похвал уже не стало, особых успехов не было, разве что в филологии, но из-за тяжкого бремени «отличницы» я НИЧЕМ не успевала увлечься и заниматься глубоко. В этом мне кажется причина, почему троечники часто добиваются больших успехов в жизни, чем отличники. Я слишком долго ориентировалась на маины похвалы и мамины оценки меня. Потом у меня закрались сомнения, а правильно ли все это было. Были жуткие депрессии, кризис личности, кризис отношений.
Теперь к статье. Ссылку не сохраняла, расскажу по памяти. Все начинается с раннего детства. Если ребенок нарисовал картину, и приходит вам ее показать- не надо бросать дежурное слово «молодец, красиво». Потому что на этом точка, и все. Ребенок не понял и не осознал, насколько красиво и насколько молодец. И равнодушие чувствуется. Лучше, советует автор статьи, вообще не использовать слов «молодец», «умничка». Вместо этого подбадривать конструктивно. Например: что это ты тут нарисовал? Ага, это домик, красивый, большой, в нем есть и окно, и двери. А тут у тебя дорога. может, стоит нарисовать еще дерево, или машину? или того, кто живет в этом доме? а дверь не слишком маленькая? давай сделаем ее побольше, а то окно большое, а дверь вон какая маленькая. Ребенок вместо «похвалы и точка» осмысливает, анализирует свое творение, довершает его, исправляет, и опять подходит к родителю. Снова же, не говорим «молодец», а отмечаем: Вот, теперь тут есть и дорога, и дерево, и машина. ВОт как много ты изобразил, какой интересный рисунок получился. По нему даже можно рассказать историю!» Ребенок уходит, удовлетворенный своим трудом и его результатом.
И так в любом действии ребенка- подчеркивать, какой результат он получил, какие последствия его действий, в чем смысл того, что он сделал, польза. Чтобы он не зависел от похвал, а видел суть.
И немного другой аспект похвал.
В современной психологии есть мнение: если девочка, значит нельзя хвалить за успехи, а только давать понять, что ее и так любят, она сама по себе милая и хорошая. Да мы и мальчиков любим за это. Если девочка сделала что-то хорошо, успешно, как это не отметить? Ведь это поощрение к развитию! Если у девочки получается хорошо рисовать, почему нельзя именно это ее умение похвалить? Пускай помимо безусловной любви, у нее будет уверенность в себе, в своих способностях, пускай даже будут амбиции! А почему нет? или мы воспитываем в них ТОЛЬКО женственность и ничего больше? А профессиональные успехи, достижения, умения самой заработать деньги ей вообще в жизни не пригодятся? ОНа только будет мило улыбаться и очаровывать мужчин? А потом быть счастливой домохозяйкой? я ничего не имею против домохозяек, но не на всех хватит успешных зарабатывающих мужчин. Да и если хватит, почему бы не привить высокую самооценку? Осознание, что ты тоже что-то умеешь и можешь в этой жизни?
Вот часть статьи из вконтакте, которая вызывает некоторое недоумение:
«Женщина нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она любима родными. Воспитывая девочку, обходитесь без таких одобрений, как: «молодец», «хорошо сделала», «умница».
Такие слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее счастливой, так как ей нужна любовь. Многие женщины, неправильно воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви».
Мой вопрос: почему одно другому мешает?
Я стараюсь уже уходить от этих слов «умничка» и «молодец», больше указывать на результат. Сложила пары картинок «мамы и малыши»- «вот, теперь ты каждому малышу нашла маму, никто не плачет, все радуются» или- помогла мне сложить игрушки- посмотри, теперь у нас порядок в комнате? спасибо за помощь! Но, сделав свои дела в горшок, она все равно добавляет к моим словам «МАЛЯДЕЦ, ТАНЯ!»
Можно ли словом «молодец» выразить похвалу по отношению к женщине? Почему?
Или женщине нужно говорить «молодца»?
В данном случае следует различать лексические значения данного слова в зависимости от постановки ударения.
как раз относятся к нашему существительному с ударением на первый слог. Естественно, в отношении женщины подобное обращение не может считаться допустимым, равно как и «молодой человек».
Б) Какая же молоде́ц моя доченька, просто сказка!
В) Молодцы́ российские спортсмены, на Олимпиаде выступили отлично!
А вот употребляемый порой в разговорной речи термин «Молодца́» в качестве похвалы по отношению к женщине хоть и несёт в себе позитивную оценку, всё же неприемлем.
Сочетание «в глазе» употребляется:
(Евангелие от Матфея, глава 3).
Если в разговорной речи, то можно применить это выражение к спящему человеку. Ведь сон по сути и подразумевает отдых. Мы ложимся спать, отдыхать, потому что устали. Смысл практически един. Ну а если капнуть по-глубже, то во сне мы нуждаемся, наши биологические часы выстроены так, что определённое время, мы отводим на сон. А отдохнуть можно и без сна, просто полежать, ничего не делать.
Эти два наречия являются синонимами, но стилистические различия между ними накладывают
некоторые ограничения на их употребление в нашей речи.
оно по сравнению с первым не обладает никакими дополнительными свойствами, ни смысловыми, ни экспрессивными.
Поэтому его употребление в нашей речи часто бывает неоправданным.
Когда же оно все-таки может употребляться?
А употребление этого просторечного наречия может быть оправдано, когда преследуются особые задачи,
например, автор художественного произведения дает особую речевую характеристику своего героя,
когда подчеркивается особый стиль речи.
В других случаях лучше не употреблять просторечное вскорости вместо нейтрального вскоре.
Это, по большей части, говорит о некоторой безграмотности речи говорящего, считается даже неправильным.
Сходу нельзя дать однозначный ответ. Это два различных слова русского языка. Употребление при письме первого из них или второго зависит от того, в каком контексте слово употреблено.
Рассмотрим поочерёдно оба варианта: