мозаика на фасаде храма

goluboj tsvet fon 144764 1280x720 Строительство
Содержание
  1. Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики
  2. Информация о художнике:
  3. Мозаичные иконы ✝ Вся информация
  4. Сюжет
  5. Именные иконы
  6. Иконы святых и сил бесплотных
  7. Богородичные иконы
  8. Священные исторические события
  9. Разработка эскиза иконы
  10. Создание проекта мозаичных работ
  11. Расходные материалы для изготовления
  12. Материалы для изготовления иконы
  13. Сборка иконы
  14. Основа
  15. Бренды мозаики, используемые для мозаичных икон
  16. Bisazza
  17. Irida
  18. Золотая смальта
  19. Наколка материалов в модуль
  20. Монтаж иконы
  21. Инструменты и строительный химия для монтажа иконы
  22. Дополнительные материалы
  23. Мозаика в храмах, ✞ примеры и фото разных техник
  24. Исторические сведения
  25. Мозаика древних византийских храмов
  26. «Македонское возрождение»
  27. Флорентийская мозаика
  28. Мозаика Древней Руси
  29. Эпоха Просвещения
  30. Храмовая мозаика в XIX в.
  31. Этапы создания
  32. Художественная идея
  33. Технология изготовления

Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Что общего у церковной мозаики и поисков современного светского искусства? Художник-монументалист Алексей Жучков утверждает – византийские корни. Причем ему удается реализовывать свои творческие поиски как в церковной, так и в светской мозаике.

67 Mozaichnyie vazyi Park Gorkogo Moskva 2013

Мозаичные вазы, Парк Горького, Москва, 2013

40 6. Trapeznaya. Krest Golgofa frgment

Свято-Димитриевский монастырь. Крест Голгофа (фрагмент), 2014

48 DSC 8444

Мозаика Архангел Гавриил. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань, 2016

– Мне не интересна светская монументальная мозаика. Да, работы в светской архитектуре у меня есть. Например, я делал 2,5-метровый вазон в Москве, в парке Горького. Это была реконструкция ваз, созданных в двадцатых годах прошлого века. Вообще сейчас для монументалистов много светских заказов мозаики – бассейны, хамамы и прочее. Но, слава Богу, я могу выбирать и выбираю мозаику для Церкви.

3 0.Hilandar triptih. 2016 mozaika

Хиландар (триптих). 2016, мозаика

5 0.Hilandar. 2016 50h50 mozaika

Хиландар. 2016, 50х50, мозаика

20 3. CHernyii pei zazh mozaika 40h62 2013

Черный пейзаж, мозаика, 40х62, 2013

21 3.Vyistavka V prozrachnom vozduhe betona5

Выставка «В прозрачном воздухе бетона»

Византия – основополагающий, но не единственный источник для вдохновения светских мозаичных картин художника. Из огромного пласта искусства прошлого он берет нечто важное и интересное для себя.

2 0.Iveron. mozaika 100h260 2016

Иверон. Мозаика, 100х260, 2016

62 Aleksei ZHuchkov. Sredi kamnei . galereya Kovcheg3

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея «Ковчег»

63 Aleksei ZHuchkov. Sredi kamnei . galereya Kovcheg4

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея «Ковчег»

59 Aleksei ZHuchkov. Sredi kamnei . galereya Kovcheg

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея «Ковчег»

70 Natyurmort s butyilyami mozaika 51h79 2012

Натюрморт с бутылями, мозаика, 51х79, 2012

65 Belyii pezazh II mozaika 50h70 2015

Белый пезаж II, мозаика, 50х70, 2015

71 Natyurmort s inzhirom mozaika 52h40 2012

Натюрморт с инжиром, мозаика, 52х40, 2012

Древние техники, традиционные материалы в работах Алексея Жучкова сочетаются с более современными, например, в них может появиться проволока, арматура. Более того, в одной работе могут прекрасно сосуществовать разные техники, в мозаике – элементы живописи, причем иногда живописные задачи решаются с помощью разных тонов клея.

56 Zhuchkov Temchuk mosaica arhangel mihail

Мозаика Архангел Михаил для храма во имя Архангела Михаила в Подвязье. Рязанская область. 2013

58 Zhuchkov Temchuk. mosaica ioann krestitel

Мозаика Иоанн Креститель. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2014

«То, что я делаю для Церкви – точно такое же творчество, как и и все остальное, что я делаю как художник. Понятно, что в церковной мозаике свои каноны, и художник многое себе позволить не может. Но и в светской мозаике я себя ограничиваю. Свобода – это же не вседозволенность: что хочу, то и ворочу. Это, наоборот, вдумчивое отношение к тому, что ты делаешь. И свобода есть и в церковном искусстве, и в светском. Только нужно понимать ее правильно и правильно пользоваться. Даже на уровне работы с материалом: я отдаю себе отчет, что я не могу что-то сделать по кладке камня, по каким-то движениям, по использованию конкретного материала».

43 7. Trapeznaya. vid na vostok

Димитриевский храм. Свято-Димитриевский монастырь. Скопин. Мозаики Евфимия Всесхвальная, крест Голгофа. Создание иконостаса и роспись храма. 2013-2015

49 DSC 8449

Мозаика Архангел Гавриил (фрагмент). Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань. 2016

18 3. Vidyi monastyirya

17 3. vid s kolokolni

Димитриевский храм, Свято-Димитриевский мужской монастырь

55 IMG 0099

Монтаж мозаики Покров Пресвятой Богородицы. Монастырь Животворящего Креста Господня. 2013

«Каждый конкретный заказ провоцирует на то, чтобы глубже изучить конкретный образ, историю его написания. Например, в Архангельском храме хотят видеть мозаичную икону архангела Михаила. Ты начинаешь не только искать визуальный ряд, который может помочь решить тебе ту или иную задачу, но и обращаешься к Священному Писанию, к трудам Святых Отцов, и так далее».

«Кстати, когда я в Греции общался с местными иконописцами, то увидел разницу между работой над иконой у нас и там. Если мы идем по пути изучения того или иного изображения и пытаемся вложить его в архитектуру, то греки, в первую очередь, идут от слова, от текста. Мне кажется, синтез этих подходов способен дать художнику возможность как можно глубже раскрыть тот или иной образ.

Информация о художнике:

Алексей Жучков

12633680 10208051273026959 3972342324051602268 o

Фото Полины Арзамасцевой

Родился в Москве в 1982 году.

Стипендиат Министерства Культуры РФ (2008, 2016).

Некоторые монументальные работы:

В 2006 году награжден орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.

Источник

Мозаичные иконы ✝ Вся информация

Традиция мозаичной иконы очень стара – она пришла из Византии. На этот вид искусства распространяются все те же правила и каноны, что и на живописные иконы. Мозаичная икона может служить не только облицовкой стен и потолка храма, но и быть выполненной на подрамника, как картина. Ее так же можно освятить. Икона из мозаики – необычное решение, в то же время, отдающее дань традициям.

Сюжет

Мозаичную икону, как и религиозную живопись, можно заказать на любой библейский сюжет. Свое значение икона, будь то мозаика или фреска, берет от того, что на ней изображено. Часто встречаются изображения ангелов Святой Троицы. В умелых руках мозаика становится таким же гибким инструментом, как краски. Изображения могут быть выполнены как по православным живописным канонам, пришедшим из Византии, так и на западный манер, с реалистичным изображением святых и яркими цветами.

Читайте также:  монтаж деревянного пола по бетонной стяжке

Именные иконы

На именных иконах изображают небесных покровителей. Покровитель выбирается согласно святцам и имени, данным при Крещении. Такие иконы также могут символизировать особое почтение конкретного святого. На них могут быть изображены Николай Чудотворец, Матрона Московская и т.д.

Иконы святых и сил бесплотных

На этом виде икон, как правило, изображаются архангелы. В христианской традиции семь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Саракаел, Ремиил.

Богородичные иконы

На них изображается образ Пресвятой Божией Матери и Богородичные праздники. К этому виду относится Казанская икона Божией Матери, Владимирская Богородица, Византийская икона Божией матери. Божья мать может быть изображена портретно, или же на иконе может быть увековечено связанное с ней событие (Благовещение, Успение и т.д.)

Священные исторические события

К таким сюжетам относятся события, непосредственно связанные с религией (Крещение Руси, основания храма или монастыря)

Разработка эскиза иконы

Сегодня можно заказать икону с любым интересующим вас сюжетом и значением. В первую очередь разрабатывается ее эскиз. Вы можете заказать копию уже существующей иконы, или же обратиться к художникам. Но перед этим нужно определиться с тем, в какой технике вы хотите получить икону. В случае с мозаичными иконами, эскизов создается несколько, для каждого этапа работы.

Создание проекта мозаичных работ

Техника создания мозаичной иконы значительно различается от живописи или фрески своей сложностью. Для начала нужно решить, матричное будет панно или художественное. Матричное панно создается из квадратных мозаичных чипов без изменения их формы – получается что-то вроде пиксельного изображения. В художественных же панно для получения нужных форм и линий производится колка мозаики. Эта техника позволяет создавать более пластичные и выразительные изображения, однако, она и значительно дороже. Цена каждого проекта очень индивидуальна и оговаривается для конкретного случая.

Когда техника выбрана, создается эскиз. Для начала это маленький цветной набросок желаемого сюжета. Далее – цветной эскиз в масштабе 1:1. При помощи специальной программы этот рисунок «нарезается» на разноцветные мозаичные чипы. После утверждения финального эскиза, мастера приступают к работе.

Расходные материалы для изготовления

Перед покупкой мозаичной иконы нужно определиться не только с ее сюжетом и размером, но и с материалом изготовления. Удобно, когда его можно купить в том же месте, где и заказать саму работу над иконой. Мозаичные иконы собирают из камня, мрамора, дерева, но чаще всего используют стеклянную мозаику или смальту.

Материалы для изготовления иконы

Смальта и стеклянная мозаика – наиболее традиционный материал для мозаичных икон, ведь именно так создавались многие знаменитые византийские убранства храмов. Сегодняшний выбор цветов почти безграничен. К тому же существуют золотые, серебряные и перламутровые варианты! Полупрозрачные или с красивыми переливающимися разводами и блестками. Размеры чипов из данных материалов могут быть очень маленькими, что сильно облегчает создание рисунка.

Сборка иконы

Сборка мозаичных икон происходит вручную художниками-мозаичистами. От изготовления фрески этот процесс отличается сложностью материала – ведь он твердый, уже имеющий свою форму.

Основа

Мозаика собирается на специально подготовленном эскизе-сграфьи: изображению будущей иконы, разбитому по составным элементам. В нем выделены контуры изображения, разные цвета и направление укладки мозаики.

Бренды мозаики, используемые для мозаичных икон

Выбор материала будущего панно крайне важен. Некачественный продукт испортит впечатление даже от самого красивого изображения и быстро выцветет или потрескается. Настоящей качественной стеклянной мозаике не страшна даже укладка на улице или в бассейне – она очень крепка и долговечна. Наиболее заметные бренды:

Bisazza

Пожалуй, самый известный бренд мозаики. Итальянская фабрика-первопроходец и флагман индустрии. В ее ассортименте множество цветов, поверхностей и фактур мозаики. В том числе с добавлением настоящего золота! Мозаика от Bisazza поражает своей красотой.

Irida

Более бюджетный, но все еще качественный и эстетичный вариант стеклянной мозаики от китайского производителя Irida. Широкий выбор цветов и фактур на любой вкус.

Золотая смальта

Золото часто используется в мозаичных иконах еще со времен древней Византии. Золото используют для фона, либо же им выделяют нимбы святых. Также золотом можно подчеркнуть особые детали изображения – лучи, украшение одежды или надписи. Не стоит забывать, что золото бывает и белым, с серебристой поверхностью. Преимущество золотой стеклянной мозаики перед прочими золочеными материалами заключается в защите золотого слоя, позволяющего укладывать ее даже на пол. Обычная позолота на полу быстро сотрется, однако листочек золота в мозаике защищен прозрачным слоем стекла, который не истирается. Золото внутри чипа может быть гладким, с трещинками или волнообразной формы.

Наколка материалов в модуль

Монтаж иконы

Инструменты и строительный химия для монтажа иконы

Основными инструментами при создании панно из стеклянной мозаики являются кусачки для колки чипов. Они могут отличаться по своим модификациям и размерам. Существует и современная альтернатива им – станок для наколки. Он значительно ускоряет процесс производства. Мозаика из смальты или натурального камня обрабатывается при помощи специальных молотков и заостренных подставок харди.

Читайте также:  можно ли утеплить пол монтажной пеной

Для монтажа панно необходимо приобрести специальный клей и затирку. Важно подобрать материалы, подходящие для работы с мозаикой – иначе в панно может попасть влага. Также необходимо учитывать особенности места, где планируется выставление иконы. Для улицы, влажных или холодных помещений нужно подобрать соответствующие растворы. Современные затирки также имеют большой выбор цветов, что открывает новые горизонты в творчестве.

Дополнительные материалы

Наша компания имеет собственную мозаичную студию. Она работает уже около двадцати лет. У нас вы можете заказать икону по своему уникальному эскизу или попросить сделать копию – наши работы не отличить от оригинала. Вместе с нашими мастерами вы сможете подобрать оптимальный цвет и фактуру мозаики, посмотреть, как разные чипы сочетаются друг с другом.

Мозаичные панно намного долговечнее живописных картин – такая икона сохранится для ваших детей и внуков!

Также изготовленные нами иконы можно освятить.

Если вам тяжело по каким-либо причинам самостоятельно сделать освящение картины, то мы сделаем это для вас. Небольшую икону мы можем в свободное от работы время отвезти в храм, освятить и только потом передать на доставку. Чтобы освятить большую икону из мозаики, вам нужно будет оплатить доставку до храма и обратно на склад. Освящение иконы мы выполним по вашей устной просьбе – мы с глубоким уважением относимся ко всем пожеланиям наших клиентов! Если мозаичное панно планируется нанести на фасад, то сначала нужно мозаичное панно приклеить к фасаду, а затем вызвать священнослужителя для освящения.

Источник

Мозаика в храмах, ✞ примеры и фото разных техник

Мозаика в храме – один из древнейших способов украшения помещения для богослужения. Слово происходит от латинского «посвящение музам». Музы – покровительницы искусств – жили вечно, и красочные мозаичные изображения должны были радовать взор вечно. Декор не тускнеет, не выцветает под воздействием солнечных лучей.

Другая версия происхождения – итальянское «из маленьких камушков». Изображение складывается из множества мелких элементов. Тессеры могут быть разных цветов, размеров. Фактура также может отличаться – от гладкой отполированной, до рельефной.

Интересно! Мозаика – это и материал, и само изображение.

Декорирование стен и сводов с использованием мозаики в храмах имеет многовековую историю. Первоначально камни, отшлифованные морем и выброшенные на берег, использовали для мощения полов. Из разноцветной гальки складывались узоры и закреплялись с помощью цемента, глины, извести. Поверхность получалась ровной и гладкой.

В Древнем Риме мозаику стали изготавливать из тонких пластинок мрамора различных цветов. Реалистичные изображения пейзажей, бытовых зарисовок, мифологических, исторических сцен украшали стены богатых домов и языческих храмов.

Православная церковь и цари Византии высоко ценили античные идеалы красоты. Мозаичные иконы византийских храмов несли верующим красоту и радость божественного света. Нарядная, яркая смальта отлично подходила для этих целей.

Первый раннехристианский храм на был возведен в VI в. в Херсонесе (Корсунь). Интерьер базилики украшал растительный орнамент, характерный для средневековья. На мозаичном полу было изображение павлина в окружении голубей– древние символы воскресения и святого духа.

В мусульманских мечетях мозаика использовалась с 7 по16 в. В отличие от христианских церквей, где любоваться мозаикой в храме могут лица любого пола, ступать на мозаичный пол культовых сооружений могут лишь мужчины.

Исторические сведения

Украшение храмов изменялось с течением истории. От античных времен до наших дней сохранилась традиция создания мозаичных икон и панно.

Мозаика древних византийских храмов

Византийские мастера унаследовали античные традиции мозаичных изображений. Панно переместились с пола на стены и стали украшением величественных соборов и маленьких церквей.

Была изобретена смальта – плотный сплав непрозрачного стекла. Мастера использовали ее наряду с мрамором, галькой, полудрагоценными камнями.

В Итальянской Равенне сохранился мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого. Построен он был V в., на сломе исторических эпох – античности и средневековья.

Традиционно оформление культового сооружения должно было соединить два мира: земной и Царствие Небесное. Художникам удалось создать образы, поучающие, открывающие путь к спасению. На синем фоне из тьмы выступают фигуры мучеников и святых, задрапированные в белые одежды, переливаются золотом звезды.

Райские ландшафты с алыми маками, виноградными лозами, позолоченными оленями и птицами символизируют жизнь вечную. Изображенные в куполе крест и звездное небо означают торжество Христа над смертью и власть над миром.

Над входом вместо окна расположена удивительное изображение Христа в образе доброго пастыря, характерное для раннехристианского искусства. Опорой ему служит крест, как знак победоносного распространения христианства.

Сила воздействия храмового убранства усиливается за счет слияния и взаимодействия цветовых пятен смальты с сусальным золотом.

Интересно! Золото в культовых изображениях имеет двойное значение: символ богатства и самый яркий цвет.

«Македонское возрождение»

После периода иконоборчества и запрета на изображения лиц святых появился новый тип храмовой архитектуры. Образцом крестово-купольного храма стала «Новая церковь», освященная императором Василием I в 881 г.

Мозаики в храме четко распределены. Убранство собора разделено на части, символизирующие триединство неба, райского сада и земного мира. С IX в. до второй половины XI в. в подкупольном пространстве изображался обычно Вседержитель (Пантократор) во славе.

Художники Византии использовали эффекты естественного освещения. Мерцание солнечных бликов на позолоте освещало композиции в нишах. Свет окружал изображенные фигуры, подобно ореолу святости.

Читайте также:  монтаж плоских кровель пвх мембраной

Свет, проникающий через окна в верхней зоне – куполах и апсидах – также включался в игру эффектов. В сводах использовались самые светлые оттенки, символизирующие идею невещественного божественного величия.

Праздничный ярус полон ярких, богатых цветов, темные отсутствуют.

В нижней зоне изображались фигуры святых. Колорит выдержан в темных тонах: коричневых, зеленых, синих, фиолетовых, гармонирующих с мраморной облицовкой храмовых стен.

Флорентийская мозаика

Наборная мозаика получила распространение в эпоху Возрождения на юге Европы. Флоренция стала родиной составления мозаичного полотна из пластинок мягкого местного мрамора разного размера. Природный рисунок камня использовался для достижения необходимого эффекта. Кусочки минералов подгонялись практически без швов, что делало эту технику одной из самых трудоемких.

Мозаика Древней Руси

После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого.

Собор Святой Софии в Киеве был возведен в XI в. Мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом. Палитра состоит из 177 цветов и оттенков: 21 градация синего, 25 – золота, 9 – серебра. Для русских мастеров средних веков цвет был одним из главных средств художественной выразительности.

В Киевской Софии мозаики расположены в основном в алтарной части и в подкупольном пространстве храма. Они художественно выделяют центральную часть храма, где проходят богослужения.

В алтарной апсиде возвышается монументальная фигура Оранты – Богоматери с воздетыми руками. Фигура высотой почти 6 м размещена на помосте, инкрустированном драгоценными камнями. Солнечные лучи, озаряющие алтарь ровно в 12 часов пополудни, заставляют красно-синие одежды Богородицы сиять на золотом фоне.

Под Орантой размещена Евхаристия – многофигурная композиция, изображающая символическую сцену причащения апостолов.

Орнамент объединяет фрески с архитектурными элементами собора. Он обрамляет боковые части апсиды, конху, оконные проемы. Растительные и геометрические узоры переливаются на золотом фоне.

Эпоха Просвещения

Несколько веков монголо-татарского ига приостановили строительство храмов на Руси. Технология мозаичной росписи была утрачена.

В начале 1750-х годов Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, государственный деятель, творчески одаренный человек – разработал заново метод варки глухого стекла. Через 10 лет на фабрике неподалеку от Санкт-Петербурга производилось больше 100 цветов и 1000 оттенков.

Сам Ломоносов создал мозаичные образы Спаса Нерукотворного, Богородицы.

Храмовая мозаика в XIX в.

В 1881 г. при оформлении внутреннего убранства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге живописные иконы и фрески было решено заменить мозаичными для их сохранности в сыром климате. Изготовлением смальты занималась мастерская при Императорской Академии художеств. Работа по созданию мозаичных панно шла почти 63 года, вплоть до Первой мировой войны.

В 1890 г. была создана частная мастерская братьев Александра и Владимира Фроловых, под надзором Академии художеств. Они сотрудничали с ведущими архитекторами и художниками того времени – Виктором Васнецовым, Николаем Рерихом, Алексеем Щусевым.

В стенах мастерской за короткий срок была создана мозаичная отделка храма Спаса-на-Крови.

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2020 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками.

Технология изготовления

Смальта изготавливается в промышленных условиях. К кварцевому песку добавляют оксиды металлов для получения разнообразных цветов и текстур. Минеральные добавки обеспечивают:

Смесь запекается при температуре от 140 до 1400 град. Частицы сплавляются, становятся непрозрачными. Толща материала заполняется множеством крошечных пузырьков и начинает словно светиться изнутри.

Золотая смальта получается из листа золотой фольги, заключенной между двумя тонкими слоями стекла.

В византийских храмах мозаика укладывалась прямым способом. Он используется и сейчас. На основу (стену) с перенесенным рисунком накладывается слой раствора, в него вдавливаются камни. Швы тонируются в конце работы, либо предварительно окрашивается раствор.

Сейчас мозаичная кладка часто производится в обратном порядке. Изображение выкладывается в зеркальном виде на твердую основу с наклеенным холстом или полимерной сеткой. Кусочки закрепляются водорастворимым клеем, это дает возможность подправить композицию.

Мозаика приклеивается на постоянное место. Швы заполняются песком, излишки выметаются. Готовое панно сохнет не менее недели, затем швы окончательно затираются.

Интересно! В современной мозаике помимо смальты применяют натуральные материалы: гранит, мрамор, гальку и полудрагоценные камни.

Источник

Adblock
detector