мозаика на стенах зданий

kniga kubiki nadpis lyubov slovo 54712 1280x720 Строительство

Почему фасады зданий в СССР украшали мозаикой

Активно украшать мозаичной плиткой фасады зданий в СССР начали в шестидесятые. В последующие годы яркие картинки стали появляться и на торцах пятиэтажных домов-хрущёвок. Сюжеты мозаик были совершенно разными: от улыбающихся октябрят до суровых рабочих в цехах.

Помимо выполнения эстетической функции, мозаичные панно были ещё и отличным средством агитации. Однако и пропаганда не была основной целью выкладывания мозаики на фасадах зданий в СССР.

pochemu fasady zdanij v sssr ukrashali mozaikojАрка Дружбы народов в Грузии

Как соцреализм победил неоклассику и ар-деко в СССР

До основания Советского Союза все здания в городах строили из кирпича. Конечно, на строительства жилых домов шёл кирпич не самого лучшего качества. А вот здания театров и различных учреждений возводили из глазурованного кирпича. Он отличался от простого тем, что его покрывала специальная глазурь. С её помощью внутри помещения лучше удерживалась температура. Кроме того, не страшны были глазурованному кирпичу и температурные перепады. Большинство старых зданий в Москве и других крупных городах не тронули после революции. А уже при Сталине начали строить новые красивые дома в стиле ар-деко. Такие здания, конечно же, не нуждались в дополнительном украшении, например, в фасадной мозаике. Но в шестидесятые-восьмидесятые сталинки уступили место однотипным хрущёвкам и брежневкам.

Здания в стиле функционализм отвечали всем требованиям эпохи соцреализма. Они ничем не выделялись, а квартиры в них были доступны практически каждому. Но вместе с тем унылые фасады и торцы жилых домов явно удручали советских граждан. Тогда в московском архитекторском бюро приняли решение украсить здания мозаичной плиткой. С её помощью здания приобрели не только эстетичный вид, но и обзавелись дополнительным утеплением.

pochemu fasady zdanij v sssr ukrashali mozaikoj 01Мозаичное панно на фасаде цирка в Сочи

Практичная плиточная советская мозаика

В Советском Союзе всё должно было приносить пользу, даже красота. Вот и смальтовая мозаика на фасадах зданий выполняла двойную функцию. Покрытые мозаикой бетонные торцевые стены домов меньше пропускали холодный воздух внутрь квартир. По сути их функция была схожа с функцией глазурованного кирпича. Однако не только поэтому советским архитекторам и строителям так приглянулись мозаичные панно.

pochemu fasady zdanij v sssr ukrashali mozaikoj 04Мозаика на фасаде здания управления завода «Каустик» в Волгограде

Благодаря декорированию фасадов и торцов зданий плиточной мозаикой отпадала надобность в частых ремонтах. Смальтовая стеклянная мозаика, применяемая на фасадах зданий в советское время, была весьма долговечной. Скорее сам дом бы разрушился, чем с мозаичного панно откололся бы хоть один кусочек. Со временем такая мозаика не теряла цвет и не выгорала, в отличие от крупной плитки и краски. Краску приходилось бы регулярно обновлять, чтобы здание не потеряло вид. А плиточная мозаика в этом не нуждалась. Её требовалось лишь изредка мыть. Впрочем, с этим прекрасно справлялись и дожди. И стоит отметить, что и сегодня советская мозаика на домах смотрится отлично.

pochemu fasady zdanij v sssr ukrashali mozaikoj 03Мозаика на торце жилого дома в Йошкар-Оле

Что изображали на мозаичных панно на фасадах зданий

Для работы над разработкой рисунка для плиточных мозаик приглашались лучшие скульпторы и художники. Сначала ими создавался рисунок на определённую тему. Важно было, чтобы он соответствовал назначению того здания, на котором был бы размещён. Так, на фасадах школ выкладывали счастливых пионеров и октябрят. Фасады заводов и фабрик украшали довольные рабочие с инструментами в руках. Но интереснее всего мозаика проявлялась в архитектуре развлекательных заведений.

pochemu fasady zdanij v sssr ukrashali mozaikoj 02Казахстан, Караганда

Фасады советских театров украшали богатой мозаикой, иллюстрирующей сцены из пьес. На некоторых заведениях красовались абстрактные картины, причудливости которых позавидовал бы сам Кандинский. На наружных стенах НИИ мозаика изображала различные опыты, чтобы показать развитие советской науки. А после полёта Юрия Гагарина популярной стала космическая тематика.

Ближе к концу восьмидесятых торцы и фасады зданий прекратили украшать мозаикой. Но во многих городах, особенно провинциальных, эти шедевры соцреализма ещё можно увидеть.

Источник

9 советских мозаик

Специально для Arzamas историк, экскурсовод и автор Telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть

В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градострои­тель­ная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.

После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской».

content foscaFOCSA Building. Гавана, 2017 год © Delphinidaesy / CC BY-NC 2.0

Читайте также:  мойка фасадов в челябинске

В новых домах — как снаружи, так и внутри — появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же — от Калининграда до Владивостока.

Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повсе­днев­ности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).

Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Доб­ры­нинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.

gallery picture 2a16c8b6 1945 464d 9d88 fd2cf7b72927

gallery picture 65880c0d 3c68 4166 b473 41941347fcd3

Иллюстрация из книги «Сталинское метро. Исторический путеводитель» Александра Зиновьева. Москва, 2011 год

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не по­стра­дали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в резуль­тате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художест­вен­ных законов воспринимался как манифест примитивизма.

1. Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

content mebius © Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

Источник

moscowwalks.ru

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
certificateПодарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.

Двадцать лучших советских мозаик Москвы

mosaics cover

В последние годы усилился интерес к советской мозаике. Ведь на ней можно видеть не только советские символы и строителей коммунизма. Многие из мозаик – настоящие произведения искусства, пока не получившие соответствующего статуса.

Посмотреть советскую мозаику —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

В столице находится большое количество мозаичных произведений советского периода, с лучшими из которых мы хотим вас познакомить. Сразу заметим, что в нашем обзоре не будет мозаик, размещенных в метро. Также не будем упоминать известные мозаики, находящиеся в зданиях ограниченного доступа (таких как ГВЦ Госплана или МИФИ) и недоступные обычному человеку.

Мозаики выбраны субъективно и приведены в хронологическом порядке. При подготовке обзора использована статья историка архитектуры Анны Броновицкой «Триумф мозаики» (2015).

Надо заметить, что мозаика – искусство древнее, первые мозаики появились еще до нашей эры. История мозаики в России связана с опытами Михаила Ломоносова в XVIII веке. В XIX веке прославилась династия мозаичистов Фроловых. В их мастерской выполнялись заказы для царской семьи и русской православной церкви. Были и частные заказы, это мозаика для особняков и доходных домов.

После Октябрьской революции мозаичные мастерские были закрыты. Фактическое возрождение мозаики в СССР начнется в 1930-е годы. Это связано с планами постройки Дворца Советов, который предполагалось обильно украсить мозаикой. Дворец не был построен, но многие из созданных наработок были использованы в мозаичных композициях в московском метро.

Сразу после смерти Сталина была начата борьба с так называемыми «архитектурными излишествами». К ним были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина. Постепенно возник новый архитектурный стиль, который сейчас называют советским модернизмом. Здания советского модернизма снаружи и внутри часто украшены мозаиками, так как они не были отнесены к «излишествам».

В 1960-х-1980-х мозаичное искусство переживает в Советском Союзе настоящий расцвет и становится важной частью модернистской среды. Мозаичные панно появляются на фасадах и в интерьерах самых разных общественных зданий — научно-исследовательских и учебных институтов, министерств, музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда и на торцах жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, доходя даже до прямой абстракции, яростно осуждаемой в это время в живописи.

В это же время художники-монументалисты сообразили, что мозаику можно делать из недорогих материалов. Например, мозаики на торцах залов Дворца пионеров в Москве выполнены из простого и силикатного кирпича, поддающегося окраске. Для главного фасада был выбран материал побогаче — крупные, не поделенные на тессеры куски смальты, яркой, но простого химического состава — по сути, просто цветное стекло.

Дворец пионеров — фактически первое значительное здание, построенное в Москве после архитектурно-строительной реформы 1955 года. Он мог быть другим, среди конкурсных проектов были здания от маститых авторов, выдержанные в традиционном духе. Но был выбран проект молодых архитекторов, которым для реализации была предоставлена полная свобода. Приехавший 1 июня 1962 года на открытие Дворца Никита Сергеевич Хрущев выразил свое одобрение словами: «Такая архитектура мне нравится!». Тем самым мозаика получила начальственную санкцию.

Дворец пионеров. Улица Косыгина 17. Е.Аблин, А.Губарев, Г.Дервиз и другие, 1962.

Мозаики здесь много, и в основном она типично советская. Пионеры, трубящие в трубы, марширующие и сажающих деревья, яркое солнце, профиль Ленина, дети у костра…

Заметим, в июле 2021 года предполагается начать масштабную реставрацию Дворца, которая займет два года. Мозаику планируется сохранить.

%D0%B01

%D0%B02

%D0%B03

Панорама «Бородинская битва». Кутузовский проспект 38. Б.Тальберг, 1962.

Панорама была открыта 18 октября 1962 года. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона», площадью по 75 квадратных метров каждое. Мозаики выдержаны в сочетании двух основных цветов: серого и красного. По стилю напоминают книжную иллюстрацию.

%D0%B04

%D0%B05

%D0%B06

Стадион Юных пионеров. Ленинградский проспект 29. Э.Жерносек, М.Потикян, 1964.

В 1964 году художники — монументалисты Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян украсили ограду Стадиона Юных пионеров двумя панно на тему детского спорта, площадью по 18 кв.м.

В 2009 году стало известно, что на территории стадиона планируется масштабное строительство. В присвоении статуса объекта культурного наследия мозаикам было отказано. Однако после многочисленных выступлений градозащитников представители девелоперской компании заложили восстановление мозаик в проект благоустройства будущего жилищного комплекса. В мае 2017 года мозаики были демонтированы. После реставрации они вернулись на новое место поблизости от старого в декабре 2019 года. Заметим, что событие это нерядовое для столицы, факт возвращения мозаик отметил в своем инстаграме даже мэр Москвы Сергей Собянин.

%D0%B07

%D0%B08

Гидрометцентр. Большой Предтеченский пер 11. Художник неизвестен, 1965.

%D0%B09%D0%B010

НПО Сапфир. Щербаковская 53. В.Гулов, Б.Казаков, Я.Скрипков, С.Тер-Григорян, 1967.

%D0%B011 %D0%B012%D0%B013

Здание конференц-зала Совета экономической взаимопомощи. Новый Арбат 36. 1968.

Архитектор комплекса СЭВ Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, после успеха Калининского проспекта мог позволить себе практически все. Даже, казалось бы, немыслимое в советское время: полностью абстрактную мозаику, целиком опоясывающую невысокий цилиндрический объем конференц-зала.

Композиция в серых тонах, в которой, при некотором усилии воображения, можно увидеть вспышки салюта, выполнена из фактурных бетонных элементов и натурального камня венгерскими мастерами по эскизам художника Григория Опрышко.

%D0%B014

Здание школы. Варшавское шоссе 12. «Космонавт», Ю.Королев, 1969.

%D0%B015

Автовокзал. Щелковское шоссе, 75. «Моя Родина», Ю.Королев, 1972.

Центральный автовокзал, построенный в 1971 году, прекратил работу в апреле 2017 года. Старое здание было снесено. В нем находилось мозаичное панно «Моя Родина», которое украшало зал ожидания на втором этаже. На нем не было Ленина, рабочих, советских символов, сюжеты самые обычные – православный храм, семья, парящий космонавт.

Заново построенный автовокзал был открыт в октябре 2020 года. В январе 2021 года рядом с ним было размещено отреставрированное мозаичное панно. Теперь оно для сохранности помещено в стеклянный короб.

%D0%B016

Кафе «Времена года». Улица Крымский Вал 9, стр. 32. «Осень», художник неизвестен, 1972.

Кафе «Времена года» было построено в Парке Горького в 1968 году. Оно было громадным, одновременно там могли находиться 1200 человек. Его размеры объяснялись тем, что посещение Центрального парка культуры и отдыха являлось обязательной частью культурной программы проходивших в Москве форумов и конференций. Делегации, подчас весьма крупные, после прогулки требовалось где-то кормить.

В советское время оно было очень популярно благодаря выгодному расположению и отсутствию альтернатив. В условиях рыночной экономики оно разорилось, покинутое здание ждало своей очереди на снос. Однако ему повезло. Центр современной культуры «Гараж» (тогда еще не музей) заказал знаменитому архитектору Рему Колхасу реконструкцию кафе. В результате в 2015 году здание получило новую жизнь, став музеем. При реконструкции была бережно сохранена мозаика «Осень» у лестницы.

%D0%B017

Институт Физкультуры. Сиреневый бульвар 4. «Эстафета», К.Тутеволь, 1972.

Клавдия Александровна Тутеволь — ученица Александра Дейнеки. В советское время была известным художником-мозаичистом, единственная женщина — профессор монументального искусства в МГХИ им. Сурикова. Художница стремилась воплотить в образах бегущих юношей и девушек символ вечного стремления человечества к прогрессу. Красивые фигуры бегунов полны силы, напряжения, радостной взволнованности.

%D0%B018

Штаб юной добровольной пожарной дружины. Московский проспект 4. Художник неизвестен, 1972.

%D0%B019

Станция нейтрализации у Станции техобслуживания легковых автомобилей. Варшавское шоссе 170Г стр.21. Г. Белоярцева-Вайсберг, 1973.

%D0%B020

НПО ЦНИИТМАШ. Шарикоподшипниковская улица 4. Н.Миронова, 1974.

%D0%B021

Дом оптики. Проспект Мира 176. «Макромир-микромир», Е.Казарянц, 1974.

Зелено-голубая композиция вдохновлена полузапретным сюрреализмом. Узнаваемая реальность занимает лишь центр. Под планетой Земля сосредоточены разнообразные линзы и призмы, справа же и слева — мир воображаемый, который, предположительно, можно увидеть под микроскопом или же в телескоп.

%D0%B022

Центральный экономико-математический институт. Нахимовский проспект 47. В. Васильцов, Э.Жаренова, 1976.

Так называемое «Ухо», а на самом деле – «Лента Мёбиуса» на фасаде здания. Лента приглянулась архитектору здания Леониду Павлову самим фактом возможности физического воплощения понятия бесконечности, а также мотивом постоянного ускользания, в конечном счете, нереализуемости даже самых, казалось бы, хорошо просчитанных замыслов. Для ЦЭМИ, который так и не помог советской экономике стать эффективной, это приобрело неожиданный дополнительный смысл.

Нынешнее состояние скульптуры не радует, каркас сильно проржавел, а бетонная оболочка начала трескаться. Ее давно могли бы демонтировать. К счастью, просто так это сделать нельзя, потому что она ещё в 1992 году признана объектом культурного наследия регионального значения (само здание, кстати – нет). Ведь в те времена не требовалось ждать, пока памятнику исполнится 40 лет.

%D0%B023

Типография «Детская книга». Сущевский вал 49. И.Бережной, 1979.

Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Не обошлось здесь и без цитаты Ленина.

В 1990-х годах здание типографии перешло в частные руки, и мозаичное панно было завешено рекламными баннерами. Долгое время москвичи и не вспоминали о существовании мозаики, хотя одиночные обращения о необходимости демонтажа рекламных конструкций были. В то время владельцы всерьез считали, что мозаика не представляет никакой художественной ценности!

Наконец, в 2013 году, когда по всей Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы, была снята громадная реклама нижнего белья и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – типографию собирались сносить.

Однако при реконструкции комплекса типографии и возведении здесь жилого и бизнес-квартала было решено сохранить и отреставрировать мозаику. Для Москвы этот случай если и не единственный, то по-настоящему редкий. В 2019 реставрация была завершена, и сейчас панно стало частью фасада строящегося современного делового центра JAZZ. Площадь мозаики 483 кв. м. Стоимость работ по укреплению и реставрации панно составила более 10 млн. руб.

%D0%B024

Библиотека 2-го медицинского института имени Пирогова. Ул. Островитянова 1с5. «Исцеление человека», Л.Полищук, С.Щербинина, 1979.

Громадные нефтяные деньги, хлынувшие в советский бюджет в 1970-е годы, позволяли строить с размахом. Медицинский институт занял большой квартал на углу Ленинского и улицы Островитянова. Стены его библиотеки было решено покрыть мозаикой. Художникам выпал исторический шанс высказаться в таком масштабе: панно имеет площадь более 2 тысяч квадратных метров. Вопреки всем законам монументального искусства, ключевые элементы композиции размещены прямо на углах. Мозаика посвящена медицине, ее части называются «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда». Символизм, искаженные пропорции, резкая графичность тени производили тревожное впечатление.

Открытие библиотеки в октябре 1979 года вызвало громкий отклик в прессе. Главный советский идеолог и гонитель диссидентов Михаил Суслов лично приехал посмотреть, чем вызван такой шум. Постоял перед мозаиками 40 минут, ничего не сказал и уехал. Ничего антисоветского в мозаиках не было, а было явно не время нападать на формализм и сюрреализм, ведь на следующий год предстояла Московская Олимпиада. Пришлось продемонстрировать, что советское руководство не против современных тенденций в монументальном искусстве.

%D0%B025 %D0%B026 %D0%B027%D0%B028

ДК «Серп и молот». С марта 2018 года находится в кафе «Прогресс», Волоколамское шоссе 1. Художник неизвестен, 1980-е.

Тенденция последних лет: частные лица спасают мозаики от уничтожения, договариваясь и выкупая их со сносимых предприятий, а потом продают. В итоге советская мозаика становится отличным украшением кафе, баров и ресторанов.

%D0%B029

Магазин «Женская мода». Измайловское шоссе 6. Е.Романова, 1982.

%D0%B030%D0%B031

Дворец молодежи. Комсомольский проспект 28. Ю.Королев, 1987.

Конкурс на здание Дворца молодежи был объявлен еще в 1965 году. Дворец анонсировали к олимпиаде, потом к всемирному фестивалю молодежи, а в строй он вступил только в 1987 году. Поверхность громадного фриза заполняют строящие коммунизм современники в эстетике Александра Дейнеки, последняя крупная работа известного художника-монументалиста Юрия Королева. Но их видно плохо, они скрыты под развитым выносом крыши и рекламными щитами.

%D0%B032 %D0%B033 %D0%B034%D0%B035

Советская монументальная мозаика – удивительное явление, без преувеличения, мирового масштаба. К сожалению, в наше время она исчезает с громадной скоростью. Мозаики сносят вместе со зданиями, сбивают, чтобы не тратиться на реставрацию, замуровывают под новыми фасадами. Они срочно нуждаются в учете, атрибуции, реставрации и постановке на охрану.

Если посмотреть на другие бывшие советские республики, то наибольший интерес к советской мозаике проявляется в тех странах, которые имеют напряженные отношения с Россией. Да, это Грузия и Украина. Энтузиасты проделали в этих странах громадную работу по фиксации и атрибуции мозаик. В результате в немецком издательстве DOM Publishers изданы путеводители по грузинским и украинским мозаикам. Впрочем, в дальнейших планах этого издательства стоит и выпуск книг о мозаике российских регионов.

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Также может быть интересно

Источник

Adblock
detector